понедельник, 6 января 2014 г.

3 я часть

Шесть утра и уже не знаю какого дня недели. Встали рано не оттого что мы не в себе спортсмены, просто солнце продолжает нещадно испепелять все вокруг и мы не исключение. Пока Ира готовит завтрак, я прячу часть снаряжения, которое нам не понадобиться на пешей части маршрута. Сюда вошел катамаран с всем сплавным снаряжением, ремнабор большей частью, продукты на неделю и немного вещей по мелочи.
Мы прошли первую физически самую сложную часть маршрута и это уже большое достижение,  сейчас мы сидим вдвоем в океане безбрежной тундры, может быть одни на десятки километров вокруг. Холодный ветер, дующий откуда то с плато ИГАН и палящее солнце кажется соревнуются в превосходстве между собой. Между тем погода начала портиться.
Сегодня нам предстоит серьезный марш бросок через горы и далее по долине оз.Хадота. В прошлый раз когда я был в этих краях именно на этом участке долины мы уперлись в болота и шли около 30 км. в течении двух дней. При этом тогда нас сопровождали бесконечные дожди, поэтому есть надежда что в этот раз мы быстро проскочим участок,  если конечно прямо сйчас не ливанет проливной дождь.
Перебродив через Б.Усу уходим вверх на перевал по хорошей, накатанной вездеходке. Забыли на переправе набрать воды с собой и всю дорогу вверх искали какой нибудь ручеек. Чем ближе к перевалу тем чернее неба за нами и все вокруг обкладывает тучами. Кажется что сама природа говорит нам: "Куда вы безумцы, остановитесь, опомнитесь". А мы, что мы? Бодро шагаем вперед навстречу полоске неба на границе перевала. Наверху под небольшим снежником нашли небольшое озерцо воды и пополнили свои запасы. Идем без остановки, наши облегченные рюкзаки кажутся пушинками по сравнению с прежним весом. По моему я высказал тогда мысль что с такими рюкзаками можно идти без остановки весь день. По крайней мере первый привал пришлось сделать вынужденно сразу перевалив за хребет. Дождь все таки догнал и накрыл нас. Достаем куртки, мембранные штаны, накидки на рюкзаки и продолжаем путь. Спуск с перевала представляет собой сильное нагромождение камней, среди которых проложено некое подобие дороги, зачастую уходящей под крутым углом куда то под горку. дорога идет зигзагами, мы же медленно но уверенно режем напрямую вниз, по скользким камням и грязи вперемежку с водой. Под нами раскинулась огромная долина р.Изъяшор, плавно переходящей где то дальше в долину Хадоты, справа среди скал бежит красивый водопад, его отсюда не видно, но я знаю что он там есть. Сегодня нам к сожалению некогда заглядываться на него. Если такая погода продержится и дальше то мы рискуем долгое время пробираться через болота. Устремляемся вниз нам нужно добраться до противоположного берега Изъяшора, а там по зимнику к оз Хадота. Где то здесь же перед спуском устроили небольшой перекус. Сверху очень хорошо видно тонкие нитки дорог раскиданные по тундре, а вот снизу их найти значительно сложнее. Так и мы, пройдя какое то время по дороге в долине Изъяшора, все таки потеряли её. Хорошо что противоположный берег уже недалеко, около километра, поэтому решаем идти напрямки.
По берегам встречаются довольно высокие кустарники, иногда даже небольшие деревца. Речку перебродили быстро. Дождь понемногу заканчивается и погода медленно улучшается. Дорога обозначенная на картах и идущая вдоль правого берега Изъяшора, как я и писал ранее, это зимник, часто теряющийся в болотах или зарослях кустов. Выше, по границе гор и тундры идет еще одна тропа по которой ходят оленеводы. Они вообще насколько мы позже поняли редко пользуются проложенными основными дорогами.
Здесь мы с Ирой немного разошлись. Она решила придерживаться дороги обозначенной на карте и рубиться через болота и кусты, я же выбрал верхнюю тропу также часто теряющуюся и активно петляющую среди камней и сопок. Собственно говоря дороги по-мему были равноценными. Этот участок местности протяженностью около 7-10 километров здорово подкосил нас. Где то среди бескрайних болот, по колено проваливаясь в грязь, мы в очередной раз пересекли границу, вернувшись в Азию. Еще немного героических усилий понадобилось чтобы выбраться из болот к озеру малый Хадатаёганлор, на географических картах оно называется так, хотя вариантов встречается много. Здесь уже начинается хорошая грунтовая дорога, ведущая к р.Хадата, откуда через плато ИГАН можно выйти к закладке наших вещей. Это был один из запасных сходов с нашего маршрута. Между тем на небе ни облачка, рядом огромное озеро, в котором, как вы наверное уже догадались, мы ничего поймать так и не смогли. И хотя мы устали, но настроение отличное. Вечером залечивали раны на ногах от ходьбы и на теле от кровососущих. Есть надежда что сегодня удастся нормально выспаться. Все предыдущие дни ночи как таковой у нас не было, так как солнце почти не садиться. Спать днем мы не привыкли, поэтому организм всячески противиться подобному безрассудству хозяев. Сегодня мы стоим в кольце гор и ближе к вечеру тень одной из гор надежно укрыла нас от солнечного света.
Рассвет как всегда жаркий. Марш бросок прошлого дня с преодолением болот, да и предыдущие ходовые дни - все это здорово подорвало наши силы. Хорошо бы сделать дневку, но очень хочется найти рыбное место. Сегодня нам предстоит пройти через очередной перевал и выйти в долину реки малая Уса. При подготовке этого маршрута у нас был выбор. Либо выйти к отметке 406 через край озера большие Кузьты или пройти вверх по течению безымянного ручья обогнув небольшую вершину 1150, но при этом сделав крюк. Со стороны оз. Б.Кузьты смущала нарисованная на карте отвесная скальная стенка. Чтобы не рисковать уже на месте решили отправиться по более длинному, но надежному маршруту, позже очень радовались что выбрали этот маршрут. Забегая вперед скажу что со стороны оз.Б.Кузьты не просто какая то там скальная стеночка, а самая настоящая горная стена, спуститься с неё не имея специального снаряжения мне представляется почти нереальным.
Это откровение ждет нас еще впереди, а пока, пройдя пару километров от места нашей ночевки, встали на завтрак (там где мы заночевали не было дров). Погода очень теплая - купаемся, готовим завтрак, бегаем по пляжу и радуемся жизни. Комарья и прочих кровососущих стало существенно меньше, что также не может не радовать.
После завтрака, распрощавшись с оз.Хадота мы уходим дальше на север по долине очень красивого, но безымянного ручья. Ручей берет свое начало у небольшого ледника, спрятавшегося между скал, на самой границе водораздела, после чего стремительно набирая силу на протяжении всего нескольких километров впадает в оз.Хадата. Вокруг нас потрясающие пейзажи. Уйдя вверх по этому ручью мы свернули с популярных туристских маршрутов, ушли из тех мест где я уже бывал и отправились покорять новые пока еще неизвестные нам горизонты. Погода солнечная, где то рядом в кустах весело журчат ручьи.
За сегодняшний день планировали дойти до р. М.Уса, но уже к середине подъема стало ясно что мы не успеваем, поскольку к 2 часам дня вышли только к леднику и озеру у его основания. Здесь же рядом на скалах остатки базы гляциологов. В озеро впадает небольшой ручей, красивыми уступами падающий по кулуару, образованному скальными стенками. Пройдя вдоль него мы попадаем на другое очень красивое, вытянутое между берегов перевальное озеро. Здесь заканчивается подъем и можно устроить обед. Спрятавшись от палящего солнца под навесом огромной скалы на западном берегу озера готовим обед и пробуем рыбацкого счастья.
Рыба и встреча с оленеводами наверное скоро станет навязчивыми, но несбыточными желаниями этого похода. Буквально с первого дня мы пытаемся поймать какую нибудь рыбу, при этом могу отметить что в других регионах нашей бескрайней страны проблем с уловом у нас не было, здесь же день за днем злой рок безрыбья преследует двух путешественников. Что касается встречи с оленеводами то в первый же день один из них ночью проехал мимо нашего лагеря на квадроцикле, на второй день мы видели стойбище, но не пошли к нему, а позже постоянно встречали свежие следы оленей и шли по их тропам. В таких раздумьях стоя на берегу кидаем по очереди спининг. Сказать что мы ничего не поймали будет наверное не совсем правильно, но и уловом - двух маленьких хариусят тоже назвать сложно. Несмотря на это мы сварили очень вкусный рыбный бульон.
До малой Усы дойти уже не успели и встали на правом берегу р. Чаньшор рядом с оз.Чаньты. Вечером на этом озере вновь безрезультатно пробовали поймать рыбу, сотовую связь и решить важный вопрос что же делать дальше. Теперь стало ясно что мы уже устали и срочно нужен отдых. Конкретно это место нас не устраивает. Подумав, решили на следующий день сделать полудневку, то есть с утра дойти все таки до М.Усы, а там отдыхать в меру возможностей.
Вся долина Малой Усы так же как и то место в котором мы заночевали богаты ягодами, здесь много дров, встречаются дикие животные, поросли кустарников и даже деревьев.
Следующий день как и было намечено посвятили отдыху. Выспавшись в 9 утра вышли со стоянки и дойдя до ближайшего озера почти час купались. Погода нам благоволит. Начинаем постепенно переживать по поводу обратной связи. Мы надеялись что здесь будет несколько больше людей и через кого нибудь можно будет передать сообщение домой что мол мы живы, здоровы и с нами все в порядке. Из долины Малой Усы открывается вид на Европейскую равнинную часть тундры изумрудным покрывалом скрывающуюся за горизонтом. Вроде бы идеальное место для того чтобы поймать связь, но мегафон считает по другому и весточку домой передать мы так и не смогли. В очередной раз не поймав рыбы решили не отвлекаясь все таки дойти до Усы. Дорога плавно заворачивает на восток и идет вдоль реки, по карте где то в той стороне должен быть брод и продолжение дороги. По пути встречаются небольшие рощицы деревьев, мы громкими песнями распугиваем медведей, но пока от нас убегают только зайцы. Вообще на случай встречи с медведем или другим хищником у меня в кармане лежит сигнальная ракета. Это лучшее что мы смогли придумать, чтобы обезопасить себя с этой стороны. На склоне одной из гор появились три ровных белых треугольника.
Встреча в тундре с людьми это наверное небольшой праздник. Здесь можно неделю идти и никого не встретить, но наши надежды на встречу с оленеводами оправдались. В стойбище три чума. Мы направляемся к одному отдельно стоящему, как оказалось не совсем удачно. Не знаю насколько правда, но позже нам рассказывали что здесь есть две основных народности это Коми и Ненцы. Коми довольно замкнуты в своей культуре и не очень общительны в отличие от Ненцев, которые хранят свои традиции, но при этом очень гостеприимны и открыты. Я не очень много встречал тех и других чтобы сравнивать, но думаю что везде хватает разных людей.
Тем не менее мы подошли к чуму Коми, хозяин чума является бригадиром на этом участке. обменявшись приветствиями мы спросили мяса, но как оказалось все стада на выпасе и оленеводы сами сидят без мяса. Попрощавшись уходим. Наша дорога проходит вдоль оставшихся двух чумов. Возле одного из них нас окликнула женщина с явным недоумением: "Что же вы и чая не зайдете попить?".
Здесь все совсем по-другому это чум ненцев. Хозяйка чума Устиния пригласила нас вовнутрь. Внутри хорошо и прохладно, вокруг снуют щенки, местные собаки, которых мы сразу полюбили. Оленеводы используют в хозяйстве местную породу оленегонная лайка. Мы достали из своих запасов немного конфет, хозяева напоили нас чаем с печеньем сгущенкой, домашним вареньем и еще какими то вкусностями. Как оказалось эта семья оленеводов первый раз стоит в составе совхоза. Раньше они стояли у Константинова Камня сами по себе. Пришли на это место они недавно и именно по их следам мы шли всю дорогу, а предыдущую ночь вообще ночевали там же где и они. Мы первые туристы в этом году, которых они встретили. Обменявшись контактами и сфотографировавшись мы уходим к Усе. На прощание оленеводы подарили нам банку оленины, которую мы берегли и съели в один из последних дней похода. Мы же им подарили обзорную карту полярного урала, которых у нас было с собой два комплекта. Если кто-то еще соберется в этот район можем передать с вами фотографию.
Уже уйдя от чумов выяснили что забыли чашки и мне пришлось бежать назад.
По берегу Усы растут самые настоящие пятиметровые деревья. Вокруг много дров. Заночевали мы на красивом острове посреди реки, палатку поставили на песчаной косе, для отдыха лучшего места придумать было бы сложно, если бы не вечернее обилие комарья.  Рядом на берегу обжитая туристическая стоянка, оленеводы говорили нам, что здесь стоял лагерь каких-то студентов геологов.  Наверное, повторюсь, если напишу, что и здесь рыбы мы тоже не поймали. Вообще все наши многочисленные попытки поймать рыбу в рамках пешей части нашего путешествия так ни к чему и не привели.
Все продукты на наш поход были запечатаны в три больших полиэтиленовых пакета. Каждый пакет в расчете на семь дней. Сегодня должен закончиться первый из них. Это не может не радовать, потому что чем дальше мы идем тем легче становятся наши рюкзаки. За сегодняшний день нам предстоит перевалить в долину реки малая Кара. Начинается переход хорошей вездеходной дорогой, но примерно на середине пути она упирается в болото. Оленеводы говорили, что выше по склону, восточнее есть еще одна дорога, но мы не пошли её искать. Рейд по бездорожью как и следовало ожидать закончился потерей драгоценного времени. Решение, не искать тропу было связано с четко обозначенной на карте вездеходной дорогой, на которую мы возлагали большие надежды. По факту её нет  на довольно протяженном участке от вершины перевала и практически до низа. Уже в долине мы смогли все-таки выйти на дорогу и по ней к вечеру добраться до берега. Здесь также довольно густая растительность, много зайцев, много коричневых птиц в которых мы опознали куропаток, но подозреваю что это не они. Вечером в попытках поймать рыбу потерял одну из наших хороших блесен. Однако долго грустить не пришлось.
В лучах заходящего за гору солнца из-за поворота реки появился катамаран, влекомый вверх бурлацкими усилиями двух людей. Пара из Перми построила свой маршрут в этом краю северных рек и тундры. Андрей рассказал нам что уже не первый раз они путешествуют на своем катамаране по рекам Полярного Урала.  Сейчас у них в планах пройти в верховья Кары и оттуда переброситься на р. Щучья. Мы тоже рассматривали вариант сплва по щучьей, но так и не придумав четкого плана выброски с фактории Лаборовая придумали себе другй маршрут. Пожелав друг другу удачи, они уходят вверх. У них сегодня в планах дойти до крупного слияния, чтобы проверить возможность затаскивания катамарана вверх по реке, в противном же случае придется его разбирать и нести на себе.
Вышли со стоянки примерно в 8 утра. На сегодняшний день у нас большие планы. Мы должны вплотную приблизиться к цели нашего путешествия горному хребту Оченырд – труднодостижимому и очень красивому творению сил природы. С утра пробовали еще раз поискать потерянную, где то на берегу блесну. Солнце начинает греть все сильнее, и мы вынуждены отправиться  в путь, пока не началось пекло. Пройдя около двух километров на берегу ручья нашли рощу, в тени которой устроили себе небольшой отдых перед предстоящим сражением. По карте через перевал, который нам предстоит пройти дороги нет, а значит нас ожидает уже знакомый штурм зарослей стланника, березняка и прочих кустарников. Немного пройдя по зарослям, наткнулись на дорогу в восточной стороне кулуара, образующего перевал. Дорога до вершины перевала так и продолжает идти в восточной стороне после чего сделав зигзаг, уходит в западную, более пологую часть и заканчивается на стрелке слияния двух крупных ручьев. Отсюда уже открывается потрясающий вид на Оченырд со всеми его красотами. Растительности вокруг не очень много. Здесь мы устроили обед на горелке, после чего перебродив на восточный берег ручья продолжаем идти вперед по небольшому возвышению, словно вылизанному от деревьев, кустарников и неровностей. На всем протяжении этого пути открываются удивительные виды. На западном берегу каскадами низвергается к подножию ручей, на северо-западе видно ровное покрывало тундры уходящей за горизонт, а с севера, востока и юга панорамы гор во всей своей красоте с ледниками и скальными выходами. Во всей этой идилии нас смущает только огромное грозовое облако плотной шапкой закрывающее вершины Оченырда.
Между тем холм, на который мы поднялись вывел нас прямо к берегу реки Мядыяха. Довольно полноводная речка с быстрым течением и холодной водой в другое время года или при другой погоде будет представлять из себя весьма серьезное препятствие. Даже при нашей засухе глубина по пояс и мощное течение так и норовят скинуть смельчака вниз по течению в глубокую заводь. Перейдя через реку, отправляемся вверх прямо по руслу ручья с интересным названием лимбятаяха. Ручей начинается в долине у подножия Оченырда и прорезав один из многочисленных горных хребтов впадает в Кару. Наша задача на сегодняшний день максимально близко подойти к Оченырду с тем, чтобы завтра за один день мы успели погулять по горам налегке и вернуться обратно в свой лагерь. Лимбятаяха продолжает точить правый берег реки, в результате чего здесь образовался огромный песчаный обрыв медленно осыпающийся в реку. Мы поставили свой лагерь в небольшой роще в самом начале обрыва по ходу движения на противоположном берегу реки. В этой роще довольно много птиц, много дров, есть деревья стобы спрятаться от солнца. Легли спать рано погода постепенно портиться.
С утра отправляемся на покорение Оченырда. Всю горную систему мы конечно обойти не успеем, да и на будущее нужно что-нибудь оставить, чтобы был повод вернуться. Своей основной целью мы наметили ледник Долгушина. По имеющейся у нас информации наиболее красивый и интересный ледник. Дорога к нему лежит через систему озер ступенями, расположившихся на слоне горы. Со стоянки забрали только самое необходимое. Продукты развесили на деревьях. Такой опыт сохранения продуктов от диких животных у нас уже имелся по солнечному югу, где многочисленные еноты не упустят своего шанса обокрасть заснувшего туриста. Здесь мы переживаем по поводу более крупных хищников. Чтобы животные не подходили близко к лагерю пожгли посильнее костер.
Сразу от лагеря перешли речку и, забравшись на осыпающийся песчаный склон, отправились к Оченырду. Дорогу здесь нет, но идти довольно легко, поскольку и растительности мало. Ира по пути нашла дикий лук, который мы в дальнейшем многократно использовали в различных блюдах. Пройдя по долине Лимбятаяхи, попали на огромное поле, лежащее у подножия гор. Сверху очень хорошо видно все кустарниковые заросли, заболоченности и прочие препятствия, поэтому, заранее наметив нитку движения по этому полю, стараемся  придерживаться её. По пути мы оказались рядом с небольшим, но довольно глубоким озером. Здесь следует отметить, что почти все местные озера, за исключением наиболее крупных, большой глубиной не отличаются. Средняя глубина в них примерно полтора метра. Конечно, встретив по настоящему глубокое озеро решили половить в нем рыбы. Как результат, у нас оторвалась блесна и улетела куда-то в воду. Попытки её найти не увенчались успехом и более того, гуляя по каменистому дну озера в сапогах, я умудрился каким-то непостижимым образом прорезать насквозь сапог. Мы назвали это озеро – озером потерь. Перед началом подъема устроили небольшой перекус. Это наша маленькая сегодняшняя радость. Раскладка продуктов в нашем походе была рассчитана таким образом, что со второй недели рацион питания увеличивается некоторыми позициями. Например, теперь каждый день мы можем съедать по две шоколадки на человека, таким образом сегодня мы можем устроить себе два перекуса.
Вообще очень хорошо вот так сидеть на берегу красивого горного ручья, быстро несущего свои воды вниз по камням, смотреть на горизонт, на горы вокруг, пить холодную ледниковую воду и есть шоколадку. В двух шагах от того места где мы расположились, вплотную примыкая к зеленой свежей траве раскинулся снежник. Где то высоко в небе над нашими головами пролетел самолет, а совсем рядом буквально в двадцати километрах построили новую дорогу, по которой, как оказалось можно было попасть сюда существенно быстрее. Это  нам рассказали туристы из Перми. Здесь же, сейчас, мы одни на многие километры. Удивительное ощущение свободы.
Вот так. Каждый в своих мыслях медленно лезем вверх по склону, вдоль ручья, к первой террасе с озером. Ручей закончился неожиданно. Мы оказались в месте где вода появляется просто из-под камней и водопадом устремляется вниз, почти сразу набирая силу и превращаясь в поток.  Выбравшись на первую террасу обнаружили там очень красивое озеро состоящее из двух половинок соединенных узкой перемычкой воды. Сверху это озеро напоминает два огромных голубых глаза. Мы обходили его по правому берегу, это был неправильный путь лучше, как позже выяснилось, идти через перемычку и потом по гребню вверх. Изрядно попрыгав по курумнику из крупных обломков скал, образующему правый берег озера, выбрались на следующую террасу. Здесь уже существенно холоднее. Мы перешли на противоположный берег озера и продолжили подъем по юго-западной стороне.
Еще на первом озере у Иры заболело колено, помазав какой то мазью из аптечки и наложив эластичный бинт пошли дальше, но движемся не очень быстро. Между вторым и третьим озером есть возможность выйти на край склона горы. Отсюда с высоты птичьего полета мы пробовали ловить связь но мегафон похоже сюда пока не дошел. Местные оленеводы говорили что вдоль новой дороги , пролегающий в тундре, не очень далеко от нас, поставили вышки сотовой связи, однако мы этим достижением технического прогресса воспользоваться так и не смогли. Возможно связь здесь какая-то другая.
Чем выше взбираемся тем круче становятся горы, камни постепенно замещаются снегом, а снег льдом. К краю третьего озера выходим уже по снежникам. Перед нами последнее и самое страшное препятствие. Последний ярус, за которым и скрывается ледник, отгороженный от нас довольно крутым каменным склоном, с одной стороны уходящим высоко вверх, а с другой стороны ледовым полем обрывающимся к озеру. В озере плавают небольшие айсберги, вдоль берега ледяная корка. Ровно посередине склона отвесные склоны, к прохождению которых мы точно относимся с одинаковым скептицизмом. Ира с больным коленом, посмотрев на всё это счастье, сказала что она эти горы в телевизоре видала и на эту ядрену стену не полезет, а останется здесь готовить перекус. Я, решив для себя дойти до конца, отправляюсь покорять склон со стороны ледника. Там вроде как есть небольшая полоска камней, по которым неспеша можно перебраться на следующий ярус.
По-настоящему сташно в этом походе мне было один раз. Это сейчас. Дойдя до  упора я оказался в точке где отвесная гладкая скальная плита примыкает к леднику. Между стеной и ледниковой стенкой, под действием текущей воды, образовался небольшой зазор шириной около двадцати сантиметров. В принципе по нему можно пройти, тем более что идти то всего метра три, а дальше опять капитальные скальные выступы, по которым можно перебраться дальше. Пройти по этому краю я, конечно, прошел,  но на будущее зарекся ходить по таким местам и обратно шел уже через гору, другой дорогой. Выйдя на последний ярус, стало понятно почему этот ледник считается наиболее красивым и интересным. Огромное, просто колоссально поле, на черном склоне горы всей своей массой уходит в озеро. Вокруг камни, айсберги, вода. Вода такого нереального цвета, который переливается, плавно переходя от светло белого к зеленому, голубому и черному. Сделав несколько фотографий, ухожу назад через вершину горы. Погода стремительно портиться.
Добравшись до Иры быстро перекусили и быстрее вниз пока погода совсем не испортилась. Однако спуститься со скал мы не успели. Легкий моросящий дождик накрыл нас между вторым и третьим ярусом. Поскольку мы все равно опоздали, решили сделать небольшой тур, для туристов, которые придут после нас. Это, конечно, не вершина, однако обойти это место стороной, чтобы попасть на ледник не получиться. Так что, надеюсь, кто-нибудь найдет нашу записку, и она им поможет определить наиболее простой путь к леднику, который мы там описали. Тур вышел высокий, на его вершину мы еще уложили длинный вытянутый камень, указывающий направление движения.
К тому моменту, когда мы дошли до поля дождик кончился. Солнышко снова весело стало согревать все вокруг. К лагерю возвращались с волнением. А вдруг животные поели все наши продукты или еще что-нибудь. К счастью лагерь мы нашли в том же состояние, что и оставляли. Только пакет с посудой, по-видимому от ветра отцепился от дерева и упал на землю. На обратном пути насобирали немного дикого лука, из которого Ира приготовила нам вкусный суп. Вечером похолодало. Мы плотно запечатали нашу пирамиду и впервые полноценно спали в спальниках и в палатке. Обычно мы спали в расстегнутых спальниках и с приоткрытым пологом.
Дневка. Наконец, на десятый день пути мы решили сделать дневку. С отсутствием рыбы мы, в какой-то мере, смирились, а найти другое, более красивое место с обилием дров, нам, скорее всего, не удастся. К тому же погода медленно начинает портиться, а как известно хорошая погода нужна именно на дневке, а на маршруте моно идти и в дождь. Поэтому здесь мы ловили последние теплые лучи солнца, занимались ремонтом одежды и весь день переползали на ковриках вокруг центрального дерева в нашем лагере, прячась за ним от все еще жаркого солнца. Дневка эта нужна была еще и для того, чтобы как следует отдохнуть перед обратной дорогой.

К вечеру погода начала портиться, на землю сполз то ли туман, то ли облачность и вместо красивого заката, мы увидели только красный, но уже не греющий диск солнца, медленно свалившийся за ближайшую гору. От красивой панорамы Оченырда остались только смутные очертания, а большиство гор и вовсе пропали за всепоглощающим туманом. Вечером долго не могли уснуть пели песни про тучи, которые как люди, еще какие-то песни. Утром проснулся с четким пониманием, что у меня завтра экзамен в университете, а я ничего не знаю. Присниться же такое.