четверг, 26 сентября 2013 г.

1я часть Почти полтысячи километров на двоих.


Вступление.

Те кто меня хорошо знают, прекрасно знают и моё постоянное настроение, которое можно выразить ёмкой фразой - хочется чего то грандиозного. И не просто чего то, а дальних интересных путешествий, которыми в наш век, как это не прискорбно, бедна Тверская земля.
В поход отправились вдвоем с Ирой. Долго и тщательно выбирали регион для путешествия. Рассматривался Кольский полуостров, южная часть полярного Урала (пятиречье), северная его часть.
Ещё будучи совсем юным и неопытным школьником я пришел в клуб водного туризма. В первый же год мы прошли интереснейшие реки Тверской области и Кольского. С тех пор моё сердце прикипело к рекам, порогам, в пенных брызгах разбивающимся о камни мощным потокам воды. Ира частично в силу обстоятельств, а частично при моем участии прошла уже не один водный маршрут. В результате то что в нашем путешествии должна быть водная часть даже не обсуждалось. Долго склонялись отправиться на пятиречье, но я до этого уже был в северной части полярного Урала. Тогда я смог лишь краем глаз увидеть красоту окружающих гор. Конечно ощущение незавершенности начатого ранее исследования этих мест влекло меня снова в эти края. На начальном этапе было точно известно что мы идем на Урал и нам нужно легкое судно. Долгие дебаты на туристических форумах ни к чему не привели. Я так и не нашел ни одного человека имеющего опыт конструирования и эксплуатации суперлегких катамаранов. Вопросов было очень много: какие минимальные размеры рамы должны быть, чтобы при этом судно сохраняло жесткость, какие размеры самого судна должны быть, чтобы оно было устойчивым на воде.
В результате за основу был взят катамаран разработанный еще в советские времена леракт-88. У друзей был точно такой же катамаран, мне доводилось на нем ранее ходить и что самое главное на нем были успешно пройдены реки Жомболок - Ока Саянская. Последнее обстоятельство, при сравнительно небольших габаритах судна, заставило меня остановить на этой конструкции свой выбор. А потом были долгие поиски материалов, стропы, труб и еще много чего. Даже патрубки для надувания катамарана пришлось заказывать из Москвы. Несмотря на все трудности к майским праздникам была готова и протестирована полноценная версия катамарана, которая в дальнейшем планируется использоваться на более серьезных водных маршрутах. К нашему летнему путешествию на Урал была пошита новая облегченная шкура. По итогам промежуточных испытаний уменьшено количество поперечин до двух (как оказалось этого достаточно, если собирать раму на резиновых жгутах). Также были взяты трубы меньшего диаметра и все они обрезаны до полутора метров. С веслами также были проблемы. Типовые весла для катамарана, которые делает наша промышленность весят более одного килограмма. После подбора наиболее легких при достаточной прочности материалов было сделано два весла общим весом 1,5 килограмма. Как мы и хотели еще зимой нам все таки удалось уложить общий вес катамарана в 10 килограмм.
Сейчас я очень много пишу сколько весит то, сколько весит это. Здесь необходимо внести пояснение. Отправляясь в путешествие, мы рассчитываем только на себя, на свои силы, знания, опыт и конечно на тот ограниченный запас снаряжения который мы можем унести с собой. Вместе с Ириной мы решили что больше 60 килограмм на двоих нам будет уже очень тяжело нести ( У меня 40, у Иры чуть больше 20). В эти же 60 кг. входят продукты на 21 день, палатка, спальники, одежда, кухня, фото и видеотехника и многое другое. Если не считать с самого начала каждый грамм то в конце очень может случиться так что рюкзак будет просто неподъемным.
Большой проблемой была палатка. То что производит наша промышленность нас явно не устраивало. Палатка весом два или тем более три-четыре килограмма на двоих, это слишком много. Было множество самых разнообразных конструкций палаток, которые мы начали тестировать еще в ноябре. Остановились на пирамиде, которая в нашем случае устанавливалась на удлиненную треккинговую палку. Вообще проблем со снаряжением было много и я думаю еще очень со многими из них нам придется столкнуться в будущем.
Несмотря ни на что 15 июня 2013 года я лежу на верхней полке фирменного поезда Полярная стрела, быстро уносящего нас от города и предпоходной суеты навстречу ветру, в мир камней, бескрайних просторов - на край земли, за полярный круг. Здесь нам уже мерещился на горизонте красивый и как нам казалось очень далекий, а значит и недосягаемый, хребет Оченырд со множеством ледников. Здесь нас ждало зажатое в долине гор озеро Большое Щучье. Здесь для нас были открыты все пути по бескрайней тундре.
Окончательно сформулировали маршрут мы буквально за несколько дней до похода . За прошедшие пол года он подвергся многочисленным изменениям. Старт маршрута перекочевал из Воркуты на станцию 110 км. Сплавная часть также изменилась до неузнаваемости. В конечном варианте весь маршрут можно разделить на 5 больших частей.
Сначала нам предстоит дойти до гор, потому что то место куда мы приехали изначально назвать горами нельзя никак. По плану за три дня мы должны дойти до реки Б. Уса в том месте где она делает резкий поворот на запад и, прорезая край Изъяхорского хребта, каньоном устремляется в Европу. Где то здесь на берегу Б. Усы заканчивается первая, очень важная и наверное физически самая сложная часть нашего маршрута. Далее, закопав в тундре снаряжение которое нам потребуется только на сплаве, а также часть продуктов, можно сказать налегке, мы идем к Оченырду. Дорога туда пролегает через перевал Изъяхорского хребта, вдоль озера Хадотаюганлор, небольшой безымянный ледник, озеро Чаньто, а далее перевалами между долинами рек М.Уса, Кара, Мядыяха. Весь этот длительный переход являет собой вторую часть нашего путешествия, завершающуюся на леднике Долгушина. Не сложно догадаться что следующей (третьей) частью должно стать возвращение к закладке вещей, оставленных нами в предгорьях на берегу реки. Обратная дорога была проложена нами восточнее, через оз.Б.Щучье и плато ИГАН. Четвертая часть это по сути переход от места закладки вещей до стапеля на реке Лонготьеган. Последняя (пятая) часть - это сплав по реке. который в нашем понимании должен был стать заслуженным отдыхом после многих пройденных километров.
Все эти многочисленные дороги и направления были сотни раз пройдены глазами на картах, измерены линейкой и курвиметром, изучены в отчетах других групп. Но все увиденные фотографии и описания, это лишь малая доля того что нас ждет на самом деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий